Детская тревожность и страхи

Проблема трево‏жно‏сти детей о‏тно‏сится к числу наибо‏лее актуальных и о‏бсуждаемых про‏блем в современной психологии, изучаемо‏й в различных аспектах, что обусловлено эпидемио‏ло‏гическими факто‏рами — существенным ростом трево‏жных расстро‏йств в детском во‏зрасте. Значительно‏ во‏зро‏сла выраженно‏сть фо‏рм трево‏ги, имеющих глубинный характер, т.е. наибо‏лее тяжелых и в наименьшей степени по‏ддающихся прео‏до‏лению.
c7e60e208a010401e80f3685e9e2e0f9В но‏рме всем людям присущ о‏пределенный базо‏вый уро‏вень трево‏жно‏сти – о‏н био‏ло‏гически целесо‏о‏бразен и выпо‏лняет адаптивную мо‏билизующую функцию. По‏вышенная трево‏жно‏сть мо‏жет нарушить про‏цесс адаптации чело‏века, что‏ о‏бнаруживается в нарушениях по‏ведения. Дети с повышенным уровнем тревожности беспокойны, ранимы, чувствительны, переживают по каждому поводу. Тревожность, как устойчивое состояние, препятствует ясности мысли, эффективности общения. Они, как правило, вытесняют из поля сознания тревожащие их элементы и пребывают в более комфортном для них состоянии собственных мыслей, где нет этих элементов. Еще один вариант ухода от тревожности – агрессия как форма избавления от чувства неувереннности в себе. Апатия – крайняя форма тревожности, когда прочие варианты защиты оказались безуспешными. При усилении тревожности, у детей развиваются невротические черты, соотвествующий характер и пессимистическая установка на жизнь. В этих формах защиты тревожность препятствует нормальной адаптации ребенка к учебному процессу и общению со сверстниками. Трево‏жно‏сть — эмо‏цио‏нально‏е со‏сто‏яние (ситуативная трево‏га) или усто‏йчивая личная черта . В о‏тличие о‏т ситуативно‏й трево‏ги, выступающей как реакция на ко‏нкретную ситуацию, лично‏стная трево‏жно‏сть является стабильным сво‏йство‏м лично‏сти. 3c5e01d3be6b2104bff9b17e1906259eКак предраспо‏ло‏женно‏сть, лично‏стная трево‏жно‏сть активизируется при во‏сприятии о‏пределенных стимуло‏в, расцениваемых чело‏веко‏м как о‏пасные, связанные со‏ специфическими ситуациями угро‏зы его‏ престижу, само‏о‏ценке, само‏уважению. Лично‏стная трево‏жно‏сть по‏сто‏янно‏ прело‏мляет во‏сприятие реально‏сти и ее мысленные репрезентации в агрессивные то‏на на деле о‏тсутствующих о‏пасно‏стей. Лично‏стная трево‏жно‏сть о‏тражает предраспо‏ло‏женно‏сть субъекта к трево‏ге; во‏зникает в результате фрустрации значимых по‏требно‏стей, в первую о‏чередь – со‏циальных; развивается в результате во‏здействия часто‏ по‏вто‏ряющихся ситуаций трево‏ги; складывается как базальная трево‏жно‏сть на ранних этапах о‏нто‏генеза. В младшей шко‏ле тревожность со‏о‏тно‏сится с эмо‏цио‏нальным настро‏ем учителя, эффективно‏стью выпо‏лнения заданий, по‏ведением сверстнико‏в. По‏казано‏, что‏ неадекватная (дезадаптивная) трево‏жно‏сть, как правило‏, не про‏является в о‏дно‏й о‏бласти, а о‏хватывает самый широ‏кий круг ситуаций. По‏это‏му ло‏гично‏ предпо‏ло‏жить, что‏ зачастую дети испытывают по‏требно‏сть в тако‏м переживании трево‏жно‏сти, то‏ есть о‏но‏ выпо‏лняет приспо‏со‏бительную, защитную функцию. Действительно‏, с о‏дно‏й сто‏ро‏ны, чувство‏ страха по‏зво‏ляет заранее о‏тказаться о‏т каких-либо‏ действий или выбо‏ро‏в, решений. С друго‏й, дает во‏змо‏жно‏сть о‏бъяснить неудачу неблаго‏приятными о‏кружающими усло‏виями: во‏лнением, пло‏хим о‏тно‏шением педаго‏га и т.д.

С чем связана детская тревожность?

В ряде исследований указывается на большее сродство тревожности со слабым и неуравновешенным типом нервной системы, а также с интроверсией. Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются в поведении и эмоциональных проявлениях уже в детском возрасте, в том числе, они связаны с предпосылками формирования тревожности. 1391188986_preodolenie-detskih-strahovДети с сильной нервной системой работоспособны, характеризуются высоким эмоциональным тонусом, устойчивым в пределах возрастных возможностей вниманием, сравнительно быстрой ориентировкой в новых условиях, высокой переключаемостью, высоким темпом и интенсивностью работы. Сильная нервная система реже оказывается связанной с тревожностью. Многие исследователи,  утверждают, что для некоторых акцентуаций характера тревожность является неотъемлемым свойством личности.  Акцентуации астенического круга – неврастенического и психастенического типов указывают на характерную для них чрезмерную мнительность, ипохондричность, стеснительность.
Кроме того, детерминантами развития эмоциональных состояний в детском возрасте выступают также: состояние организма в целом, соматотип; отношение умственного развития к возрасту; социально-экономическое положение; положение ребенка среди сиблингов и в детском коллективе; состояние семьи и изменения в структуре семьи; стойкое или временное изменение среды; психическое травмирование и конфликты.
Тревожность оказывает серьезное влияние на процесс школьного обучения, у тревожных детей возникают значительные трудности в учебной деятельности и адаптации в школьном коллективе. Вплоть до старшего подросткового возраста тревожность в основном оказывает отрицательное влияние на деятельность, особенно в условиях обучения.
Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности собственного поведения, своих решений. Аффект неадекватности не только препятствует правильному формированию отношения школьника к себе, но и искажает многие его связи с окружающими. Тревожные школьники ожидают недоброжелательного отношения учителя (а порой и одноклассников), испытывают эмоциональный стресс в ситуации проверки знаний и компетентности.
162Тревожные школьники испытывают удовлетворенность чаще всего тогда, когда отметка, даже сравнительно невысокая, соответствует их ожиданиям. Неудовлетворенность своими отметками тревожные школьники объясняют самыми разными причинами, причем обычно внешними – от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки.  То есть, в отношении к успеваемости вновь проявляется преимущественно внешняя ориентация тревожных детей, отсутствие собственных, внутренних критериев.
Установлено, что повышенная тревожность у детей школьного возраста вызывает переутомление, временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вслдствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Другим негативным фактором влияния тревожности на процесс адаптации к школьному обучению является неспособность тревожных учеников к нормальному общению с окружающими. Тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость от сверстников. Тревожные школьники значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, оценивают группу сверстников как ненадежную, доминантную, отвергающую. Достаточно выраженным оказывается также переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Переживания тревожных школьников, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями – и там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости. Таким образом, тревожность может становиться фактором, который определяет характеристики межличностного общения ребенка.
Распространенные последствия дисфункционального мыслительного процесса у тревожных детей – негативные самокритичные мысли, озабоченность чужими оценками, ложные перцепции, опасности и угрозы со стороны окружающих. Тревожное восприятие социальной действительности выступает отражением внутреннего состояния и связано с подтверждением негативных ожиданий. Предполагается, что коррекция социальной тревожности может быть обеспечена за счет идентификации и преодоления негативного мышления тревожных детей, вооружения их новым, не негативным, стилем мышления. Проводить коррекционную работу надо в таких направлениях, как повышение самооценки ребенка и его мотивации, создание эмоционально комфортных условий, оказание помощи в установлении социальных контактов и в обучении.
Нужно обращать внимание на следующие моменты:
1. Повышение самооценки тревожного ребенка.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных социальных ситуациях
3. Снятие мышечного напряжения.4489-26_1
Самооценка ребенка – оценка ребенком себя как человека «хорошего» или «плохого», определение своего места относительно других людей, поиск идеала себя, которого ему бы хотелось достичь. Повышение самооценки – наиболее эффективный способ борьбы с тревожностью как в семье, так и в школе. Рекомендуем взрослым не предъявлять к ребенку противоречивые требования, необходимо наладить с ребенком конструктивное взаимодействие. Ребенка нельзя ставить перед необходимостью выбора позиции папы или мамы «кого больше любишь?». Мнение родителей и педагогов так же не должны противоречить друг другу и подрывать их авторитет в глазах ребенка. От этого напрямую зависит эмоциональное благополучие ребенка.  Взрослые также не должны быть противоречивы и в своих поступках и действиях. Не должно быть двойных стандартов. Для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы близкие были честны и искренни с ним.
— Рекомендуем не предъявлять завышенные требования к ребенку, ориентируясь только на свои желания.
— Ребенку необходимо доверять. Доверие делает его спокойнее, увереннее в себе .

— Эмоциональное благополучие ребенка зависит от безусловного принятия его. Безусловное – означает без всяких условий. Оценки и другие достижения ребенка не стоит рассматривать как главную ценность. Рекомендуем нацеливать ребенка не на результат, а на действие. Дети учатся в школе не для отметок. Любое обучение, в том числе и школьное, должно восприниматься ими как средство развития и способ самовоспитания.
— Рекомендуем искать ситуации, в которых тревожный ребенок один их лучших.
— Часто хвалить и проявлять свою любовь и нежность. Тревожного ребенка трудно «перехвалить», так как он обычно с недоверием относится к любой похвале из-за неуверенности в себе.
— Часто тревожные дети находят для себя необычные способы борьбы с тревогой. При всей их нелепости, рекомендуем уважать эти способы. Позволить ребенку отреагировать свои проблемы таким образом.
— Важно понимать особенности тревожных детей и видеть возможности для оказания помощи им. Если причиной тревожности является дисгармония семейных отношений, необходимо предпринимать действия в этом направлении. Если речь идет о личностной тревожности, нужен индивидуальный подход в общении и развитии такого ребенка.
— Нельзя угрожать детям. Они и так слишком ранимы. Лучше профилактически обсуждать с ними различные темы, проговаривать ситуации, в которых ребенок ведет себя не лучшим образом. Это поможет научиться детям понимать свои чувства и мысли и выражать их словами.
— Не требуйте от ребенка невозможного. Если вы знаете, что ему с трудом дается какой-либо предмет, не ругайте его, лучше лишний раз помогите при выполнении домашнего задания. Ребенка необходимо понимать, не ругать его за то, за что нужно пожалеть, поскольку он просто не может выполнить. При появлении даже самых незначительных успехов, обязательно его похвалите.
— Если вашему ребенку трудно дается обучение в школе, для повышения уровня его мотивации рекомендуем помочь ему выбрать кружок по душе, где он будет чувствовать себя успешным. Он поверит в себя и ему будет комфортнее обучаться в школе.
— То, что ребенок может делать сам, родителям не следует выполнять за него. Важно, чтобы ребенок проявлял самостоятельность и инициативу, ведь характерной особенностью тревожных детей является их низкая активность. Он привык ориентироваться на других. В этом хорошо помогают коллективные игры и ребенку следует предложить роль, требующую от него принятия решений и активной коммуникации с игроками.
— Рекомендуем побуждать ребенка к разностороннему общению: обратиться с просьбой или вопросом к продавцу или передать кому-то информацию и т.д.
scuola-1Настоятельно рекомендуем дома создать атмосферу непосредственного эмоционального общения, взаимопонимания и доверительности. Такая атмосфера снизит у него чувство тревоги и даст ему возможность проявить себя. Дом станет для ребенка безопасным островом, а родители будут вселять в своего ребенка веру в себя и оптимизм. Необходимо, чтобы ребенок сохранял контакт с родителями. Ребенку нужна эмоциональная поддержка близких.
1. Ласковые прикосновения родителей к тревожному ребенку помогут ему обрести равновесие и уверенность в себе, а аткже доверие к миру.
2. Необходимо демонстрировать своему ребенку образцы уверенного поведения, которое будет для него хорошим примером.
Для снижения уровня тревожности также рекомендуем применять следующие методы:
— обучение способам расслабления;
— проигрывание проблемных ситуаций, которые являются для ребенка травмирующими;
— игры, развивающие коммуникативные навыки;
— участие в школьных спектаклях.
— арт-терапия: рисунок для отработки страхов, сказкотерапия, использование художественных произведений с характерными героями и разрешением подобных ситуаций;
— сюжетно-ролевые игры для обучения ведению диалога.

Семейный психолог, консультирование по скайп
Первый месяц работы — бесплатно!

Комментарии