Как выбрать методику раннего развития для своего ребенка

кубикиКазалось бы, сейчас все просто – в сети публикуют очень много информации об авторских методах и подходах для раннего развития детей. Ищи, читай книги, консультируйся со специалистами и приступай к делу. Однако большинство родителей испытывают много сомнений. Какие-то пособия очень дороги… Некоторые педагогические системы активно критикуют. По каким же критериям выбирать свой путь?

Главное – понять зачем

Для раннего развития детей создано немало интересных авторских наработок: обучение чтению, счету и письму по методике Николая Зайцева; система Марии Монтессори; вальдорфская педагогика; реджио-подход; опыт многодетной семьи Никитиных; динамическая гимнастика Леонида Китаева и Михаила Трунова; игры Вячеслава Воскобовича; школа эйдетики; обучение рисованию Марии Гмошинской; раннее развитие через музыку Алисы Самбурской; система Золтана Дьенеша; программа «ТРИЗ»; методика «Добрые сказки»; педагогические взгляды, выработанные Масару Ибуку, Макато Шичида, Сесиль Лупан, Янушем Корчаком, Гленом Доманом, Василием Сухомлинским, Шалвой Амонашвили, Михаилом Щетининым, Львом Выготским, Даниилом Элькониным, Василием Давыдовым, Леонидом Занковым, Константином Вентцелем и многими другими.
Чтобы изучить их все, потребуется много сил. Но если есть интерес к раннему развитию и понимание, что дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, родители находят время, чтобы понять и разобраться в том, что предлагают профессиональные педагоги и психологи.
Мы знаем, что первые годы малыша ценны сами по себе. В это время он получает уникальный опыт познания мира и взаимодействия с ним. Дошкольное детство – время игры и фантазий. Но это также период интенсивного обучения, раскрытия способностей и природных талантов. И если заниматься ранним развитием с любовью, с учетом возможностей ребенка и не копируя школьную систему, все обязательно получится.

Критическое отношение к… критикам

рисованиеОчень часто материалы, написанные в духе «узнай правду!» или «обратная сторона педагогической системы» искушают нас все бросить и начать искать с нуля. А зря! Критические материалы на авторские педагогические методики пишут, как правило, мало понимающие в воспитании люди. Они далеки от практики и из собственных достижений могут представить разве только опубликованные критические статьи, подвергающие сомнению чужой опыт. Стоит ли им верить?
Например, некоторые учителя начальной школы «ругают» методику обучения чтению Николая Зайцева. За что? Оказывается, детей нужно переучивать, так как они проглатывают окончания и делают ошибки в фонематическом и морфемном разборе слов. Но ошибаются не только дети, которые обучались читать «по Зайцеву». Школьная программа вызывает трудности почти у всех детей, и причины этого различны. Заметьте, учителей не заботит, что к ним приходит ребенок, уже умеющий читать. Их волнует, что его необходимо переучивать, то есть, педагогу приходится отступать от привычного алгоритма обучения и затрачивать дополнительные силы.
Школе вообще трудно, когда в классе кто-либо более активен, любознателен, медлителен, смешлив… Неприятие «других», послушность и единообразие – вот, к сожалению, настоящие школьные идеалы. Вам решать: стоит ли переживать, если свой ребенок «выбивается» из школьного «стандарта»?
Воспитание и глубокое личное общение с ребенком – это всегда риск. Мы стараемся привить сыну или дочери свои взгляды, хотим получить определенный результат и выстраиваем собственную систему ожиданий. Но, оказывается, что ребенок – это совсем не чистый лист. У него есть индивидуальные, заложенные от природы возможности, собственный характер и желания. И, в конечном итоге, свой путь. Именно наш ребенок, как ни кто другой, бывает самым ярым критиком того, что мы пытаемся привнести в его жизнь.

Внутренний компас

789Единственное объективное условие, которое обычно вызывает отказ от использования той или иной методики — это дороговизна пособий. Кубики Зайцева и Монтессори-материал требуют денежных вложений, и не все семьи, особенно в нынешних условиях, могут себе их позволить. Но и это не тупик. Потому что, поняв идеи автора методики, можно легко найти замену покупным пособиям. Например, сделать их самостоятельно или использовать для занятий вещи, которые в доме уже есть.
Главным критерием, по которому мы выбираем тот или иной путь, всегда является внутренний голос, интуиция. Доверьтесь ей! Если подходы автора кажутся вам гуманистическими, если вы разделяете его философию детства и раннего развития, если вас вдохновляет описание предложенной методики — действуйте!
Сомнения – часть нашего образа жизни. Это нормально. Но давать сомнениям полную власть над собой – нельзя! Долгое «топтание» на месте всегда рождает страх и апатию. «Увязнуть» в анализе достоинств и недостатков той или иной методики легко. Можно потратить уйму времени и денег, выслушать массу советов и накупить дорогих пособий, но совершенно не сдвинуться с места.
В нелегком родительском поиске не стоит забывать о главном – ребенке. Время идет. И если мы чувствуем, что в раннем возрасте готовы помочь своему малышу интенсивнее познавать этот мир и раскрыть заложенные таланты, нужно идти вперед. Не даром говорят что, до вершины можно добраться разными путями. Однако, чтобы попасть на нее, важно сделать первый шаг!
С уважением,
Юлия Козлова

Комментарии