Принципы жизни в семье Бориса и Лены Никитиных

675Отечественная система воспитания «по Никитиным» возникла в конце 1950-х годов. Точнее ее можно зазвать образом жизни, созданным в семье Бориса Павловича и Лены Алексеевны, который позже поддержали их дети и последователи. Опыт действительно уникальный — Никитины воспитали семерых детей, помогали выращивать многочисленных внуков, написали несколько замечательных книг и создали прекрасные развивающие игры.
Бориса Павловича и Лену Алексеевну всегда отличал открытый характер и стремление делиться достигнутым, а также неукротимый азарт исследователей. Эти качества побудили их вести подробные дневники роста и развития собственных детей. Позже Никитины стали публиковать и популяризировать результаты своих наблюдений и наработок. Так частный семейный опыт стал доступным для всех.
785Из практического опыта Борис Павлович и Лена Алексеевна сформулировали принципы жизни в семье – тот стержень, который объединяет взрослых и детей и становится основой для взаимного сотрудничества.
1. Минимизация медицинского вмешательства во время вынашивания ребенка и родов. Раннее прикладывание к груди и обязательное грудное вскармливание с первых минут жизни малыша. Никитины были убеждены, что вся ответственность за подготовку к родам и рождение целиком лежит на родителях. А медики участвуют в родах только как специалисты-помощники.
2. Воспитание детей в естественной культуре тела. Это значит – из одежды использовать только самое необходимое. Ни в коем случае не перекутывать. Культивировать спортивные и физкультурные занятия с максимально раннего возраста. Причем, проводить их, по возможности, не в закрытых помещениях, а на природе. Инициатором такого подхода являлся Борис Павлович. Он был спортсменом и какое-то время работал школьным преподавателем физкультуры. Любовь к здоровью и физическим упражнениям позволили главе семейства Никитиных поддерживать хорошую физическую форму до преклонных лет.
8763. Раннее начало, которое часто называли в этой семье своевременным. Никитины были убеждены, что уникальные способности заложены в каждом ребенке от природы. И раннее начало является как раз тем механизмом «запуска», который позволяет максимально эффективно раскрыться естественному потенциалу. Для того, чтобы это произошло, нужно обязательно создавать насыщенную домашнюю среду – библиотеку, спортзал, игровую комнату и мастерские. Никитины также говорили, что помогать ребенку в развитии следует без давления и насилия.
4. Раннее интеллектуальное развитие. Б.П. Никитин очень критически относился к сложившейся системе образования и считал, что детские сады и школы уничтожают в детях творческое начало. Он призывал максимально развивать ребенка в дошкольном возрасте, а пребывание в школе, по возможности, ограничивать. Никитины учили своих детей чтению с 2-4 летнего возраста, создавали для них увлекательные развивающие игры, держали на стенах познавательные географические карты, таблицу Менделеева и математические таблицы.
8754Такая усиленная интеллектуальная подготовка позволила их детям до минимума сократить обучение в начальной школе и легко переходить «через класс». Учеба шла успешно, но социализация при такой системе отчасти пострадала. Поэтому выросшие дети Никитиных, хотя и использовали в полной мере методику раннего развития своих родителей для подготовки собственных детей, не спешили переводить их из класса в класс.
Дом Никитиных, благодаря вниманию журналистов, быстро превратился в настоящий дом-аквариум. Их опыт горячо обсуждали, ими восхищались и яростно критиковали. И, конечно, семейная жизнь от такой публичности и славы сильно усложнилась.
Сегодня у опыта Никитиных очень много последователей. «Кальку» раннего развития использует масса семей на бывшем постсоветском пространстве и за рубежом. В Японии опыт Бориса Павловича Никитина широко пропагандируют и поддерживают, а его развивающие игры применяют в государственных и частных дошкольных заведениях.
Интересно, что дети и внуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны создали сайт http://nikitiny.ru, на котором делятся бесценным опытом воспитания, своими впечатлениями, интересными педагогическими наработками, публикуют мнения тех, кто причисляет себя к последователям Никитиных, и даже увлеченно спорят со своими знаменитыми родителями. Это значит, что педагогическая система Никитиных – не принадлежит только прошлому, она продолжает развиваться в наши дни и ищет новые подходы в воспитании.
С уважением,
Юлия Козлова

Комментарии