Раннее обучение по методике Николая Зайцева

Как появилась методика

8795Автор популярной сегодня методики раннего развития появился на свет в семье сельских учителей в 1939 году. Он получил образование на филологическом факультете ленинградского пединститута, долгое время работал со школьниками и обучал русскому языку иностранцев.
Свои методические подходы Зайцев опробовал вначале на учениках начальной школы, и лишь затем перенес их в дошкольные учреждения, где ему пришлось столкнуться с множеством административных трудностей, непониманием методистов и руководителей. Методика петербургского педагога-новатора во многом сходна с подходами Глена Домана. Обучение по ней очень технологично и результативно. И хотя у Зайцева существует немало критиков среди логопедов и учителей начальной школы, в любом случае, выбор остается за родителями. Согласитесь, совсем неплохо, когда среди разных и даже иногда противоречивых методик раннего развития мы можем выбрать то, что ближе по духу, понятнее и в чем мы видим реальную пользу для своего ребенка.

Подходы к раннему обучению, разработанные Николаем Александровичем Зайцевым, очень популярны. По его методикам сегодня массово занимаются в развивающих центрах и дома. А секрет такого успеха прост. Обучать «по Зайцеву» просто, а результата можно добиться за очень непродолжительное время. Важно и то, что освоить чтение и элементарный счет могут не только обычные дети, но и малыши с особенностями развития.

Учимся читать

687594Методика раннего обучения строится на знании элементарной речевой частицы – склада. Наша речь состоит из пар, которые составляют согласная и гласная, согласная и мягкий знак, или же просто буквы. Вспомним совсем маленького ребенка. Его речь начинается со слогов. Кроха уверено говорит «ма», «да», «ня», вкладывая в эти короткие слова большой смысл.
Все возможные склады автор методики отобразил на гранях придуманных им кубиков, которые различны по множеству признаков. Есть кубики большие и маленькие, звенящие «золотые», глухо постукивающие «деревянные» и гремящие «железные». Эта разноразмерность и многозвучие помогают малышам узнать и понять разницу между гласными и согласными, а также между звуками звонкими и глухими, твердыми и мягкими. Размеры букв, помещенных на кубиках, выбраны так, чтобы ребенок без усилий мог видеть их с расстояния нескольких метров.
Если начать заниматься в 3,5-4 года, дети практически с первых же занятий обучаются чтению. А если стартовать еще раньше, с годовалыми крохами, то малыши обучаются одновременно и чтению, и речи.
Успешным результатам очень способствует пение. Это забавно и приятно – пропеть знакомые уже склады на разные мелодии.
untitledВ системе раннего развития, кроме кубиков, существует необычное пособие «Пишу красиво». Как понятно из названия, оно необходимо, чтобы научить малыша письму. Ведь не секрет, что многим детям этот навык дается нелегко. А «виной» всему неокрепшая нервная система ребенка и возрастная неразвитость мелкой моторики. Детским пальчикам очень тяжело дается письмо в стандартных прописях и школьных тетрадях.
Обучение письму по специальному пособию проходит легче, а зрение и осанка ребенка не портятся. Пособие включает 46 карточек, на которых крупно написаны разбитые на элементы прописные, строчные буквы и цифры. Достаточно прикрепить такую карточку к учебной доске с помощью магнита и можно заниматься! Сначала дети обводят буквы пальчиком по частям, потом – целиком, а затем – рисуют букву на доске мелком. Многие малыши любят заниматься «письмом», сидя на полу. После того, как ребенок освоил правила написания всех букв, приступают к работе в тетрадях с крупной клеткой. Но автор методики считает, что спешить с этим не нужно, и до 4,5 лет вполне достаточно работы с карточками.

Обучение счету

Также, в игровой форме, ребенок познает и азы математики. Петербургский педагог создал специальные таблицы, играя с которыми, малыши производят элементарные математические подсчеты. Методика обучения рассчитана на детей старше 3 лет. Для их обучения применяют специальную ленту, на которой числа от 0 до 99 представлены цифрами, в виде кружков и квадратов. Четные и нечетные числа в ленте отличаются по цвету.
Обычно трехлетки, начинающие работать с лентой, уже через несколько занятий легко находят любое заданное число. А малыши постарше за такое же время обучаются сложению и вычитанию в пределах сотни. К тому же, занятия с лентой цифр очень хорошо помогают тем, кто только пошел в школу. Первоклассники за считанные занятия начинают уверенно складывать и вычитать в пределах ста. А к этому навыку по обычной школьной программе дети приходят лишь после 100 учебных часов освоения десятка и нескольких месяцев знакомства с различными цифрами.
Когда лента чисел освоена, приступают к занятиям с использованием Таблицы № 1. С ее помощью сложение и вычитание в пределах сотни доводят до автоматизма и многие действия уже совершают в уме.876505
Чтобы научить ребенка, как записываются и читаются трехзначные числа используют шесть кубиков и таблицу Зайцева № 2. С помощью этих несложных пособий ребенку становится понятен состав числа, и он может уже образно представить сколько входит в число сотен, десятков и единиц. Чтобы узнать, как правильно записывают и называют многозначные числа, занятия ведут по таблице № 3.

Важно, что обучение, придуманное Зайцевым, происходит в игре. Для него используют не только кубики, ленту чисел и математические таблицы. В процессе обучения применяют игрушки, которые могут издавать различные звуки и музыкальные инструменты, развивающий строительный материал и паззлы. Играя, дети поют короткие слоги, прохлопывают их в ладошки, и обязательно много двигаются: прыгают и бегают, получая много удовольствия. А учеба с настроением – это всегда прямой путь к успеху. Согласны?

Юлия Козлова

 

 

Комментарии