Особенности социализации ребенка с аутизмом

К сожалению, на проблемы детей с аутизмом в обществе пока принято закрывать глаза. Государство готово предложить им только жизнь в специализированных интернатах либо пребывание в четырех стенах с родителями. А альтернативы пока малы и держатся только на энтузиазме немногочисленных сообществ родителей и педагогов.

Проблемы социализации у детей-аутистов

Социализация – это умение жить в обществе и вести себя по его законам и традициям. У обычных детей процесс «вхождения» в социум, по большей части, решается с помощью непроизвольного копирования. Они повторяют многое за взрослыми и обучаются общественной жизни незаметно, без напряжения.
234Аутичные дети не способны к такому спонтанному повторению. И их проходится учить самым простым вещам пошагово: закрывать двери, надевать одежду, обуваться, кушать не руками, а с помощью столовых приборов…
Все это происходит из-за того, что процесс взаимодействия с окружающим миром у аутистов нарушен изначально. Часть из них предпочитает игнорировать окружающий мир, а часть вообще отвергает его. Для таких особенных детей вторжение в их собственный мир – это почти всегда напряжение или трагедия. Некоторые психологи даже уверены, что аутисты чувствуют боль, когда вынуждены много общаться!
Для социализации детей с аутизмом не нужны дорогостоящие препараты и медицинские приборы. Таким детям необходимы люди, которые понимают, как с ними разговаривать и общаться, а также гуманное общество, готовое принять аутичных детей, как своих полноценных членов.

Правила обучения жизни в обществе

6748Для взрослых важно понять, что обучать аутиста лучше всего в детском возрасте. Будучи ребенком, он способен научиться самостоятельным действиям, правилам поведения, нормам общественной жизни, которые потом на протяжении и всей жизни будут помогать ему самостоятельным жить среди людей.
1. Важен индивидуальный контакт. Взрослый должен понять, что ребенку нравится и чего он хочет, и стараться всегда идти от детских интересов и возможностей.
2. Любое достижение ребенка-аутиста нужно искренне поощрять. И чаще хвалить его.
3. Знакомство с правилами поведения нужно проводить не спеша, шаг за шагом, по принципу от простого – к сложному. Большой объем новой информации или эмоциональная насыщенность ситуации – не лучший путь к успеху.
4. Ребенок-аутист нуждается во множестве подсказок. На первых порах даже стоит простые действия совершать детскими руками. Однако, по мере освоения деятельности, чтобы ребенок рос самостоятельным, подсказки следует уменьшать и постепенно сводить на нет.
5. Речь взрослого должна быть дозированной. Не нужно использовать вводные слова, частые повторения и отвлекаться на посторонние темы.
6. Во время обучения вокруг ребенка не должны быть лишних («отвлекающих») предметов и постороннего шума.

Когда общество не готово

568Специалисты – психиатры, психологи и медики не сразу осознали аутизм и его особенности, и далеко не все аутисты получали верный диагноз. Сегодня процесс информирования населения разных стран об этом явлении только разворачивается. И не случайно ООН приняла решение ежегодно 2 апреля отмечать в мире как День распространения информации об аутизме.
Людям стоит осознать масштабы аутизма. По данным американских медиков (2012 г.), в мире один из 88 детей – аутист. Поэтому важно знать, что каждый из нас сталкивается с такими людьми каждый день – в транспорте, на улице, в магазинах. Аутисты живут среди нас. Они не менее нужны обществу, чем мы сами и нуждаются в гуманном подходе с нашей стороны. Проанализируем новостную ленту за любой день. В ней всегда найдется место криминалу, светским сплетням и даже защитникам животных. Но информации об аутизме почему-то нет.
Зрелость социума складывается из зрелости каждого его члена. Поэтому начнем с себя. Если в общественном месте мы встречаем взрослых (педагогов или родителей), дети которых «неадекватно», по нашему мнению, себя ведут, не нужно спешить раздавать «оценки», «оскорбляться» за собственные ценности и, тем более, кидаться аутистов с поучениями и упреками. Эти дети пока только учатся жить среди других людей и лишь начинают понимать общие «правила».
Воспитывающие их взрослые очень нуждаются в нашей человеческой поддержке. Выражение недовольства, бестактные реплики или людская озлобленность не прибавят им сил. Тем более, что аутичные дети резко отрицательно реагируют на любую незнакомую ситуацию, лишний шум и совершенно дезориентируются от пустого многословия. Родители и педагоги, работающие с «особыми» детьми, будут очень благодарны любому доброму взгляду, а также искреннему, сердечному предложению о помощи. А разве такая малость — не в наших силах?

Юлия Козлова

 

 

 

Комментарии