Конфликты ребенка с учителем в начальной школе

Нам кажется, если у ребенка возникнут проблемы в школе, он обязательно все расскажет. Но чаще всего происходит совсем наоборот. Дети не спешат поделиться возникшим конфликтом с родителями и переживают непростую ситуацию самостоятельно. Какие же проблемы могут возникнуть у детей в начальной школе и как мы, родители можем помочь своему ребенку?

Причины конфликтных ситуаций

Любая проблема не вырастает на пустом месте. И в большинстве из них «виноваты» обе стороны конфликта.
1. Педагог привык манипулировать, а ребенок к этому не готов. Учитель начальных классов – профессия массовая и в должностные обязанности педагога, как это ни странно, любовь к детям не входит. Если ребенок и семья ждут от учителя безусловной любви и принятия, может возникнуть элементарный конфликт интересов.
Педагог в условиях школьной системы быстро приучается к общим правилам. У него не возникает потребности «бороться» за ученика, ведь у детей и их родителей не существует свободы выбора. Ребенок все равно обязан прийти на урок. К тому же, у учителя есть универсальный инструмент манипулирования в виде оценок. С помощью них всегда можно показать – кто «плохой», а кто «хороший», и добиться послушания. И если дома ребенка учили свободе самовыражения, то в школе ему всегда бывает непросто.
2. Ребенок не готов к предъявляемым учебным требованиям. Такая проблема возникает у большинства детей, приходящих в школу. Как лавина на них обрушивается масса условностей – как себя вести и поднимать руку, как заполнять тетрадь и отвечать на вопрос… По своим возрастным требованиям дети еще не готовы выполнять все запросы учителя. Им не хватает аккуратности и самоорганизо ванности. Правда, подобные конфликты долго не длятся и в начальной школе заканчиваются.
3. Школа не сориентирована на индивидуальную работу. Учитель не хочет, а часто не имеет времени и сил уделять внимание личным качествам ребенка. Нужно понимать, что педагог на уроке решает основную задачу — обучить класс определенным навыкам по учебной программе. Гипо- и гиперактивные дети, те, кто обладает дисграфией, и другими особенностями рано или поздно станут «мешать» такому учителю.

Главная ошибка родителей

90756Очень легкомысленная позиция – воспринимать школьные проблемы ребенка беспечно. Ведь ребенок в силу возрастных особенностей еще не готов разрешать подобные ситуации самостоятельно. А психологическая нагрузка от пережитого стресса может быть так велика, что дети получат серьезные психологические травмы. Из-за школьных конфликтов возникают нарушения сна, депрессии и хронические болезни. Проблемы с учителем становятся также причинами ужасных суицидальных настроений.
В случае конфликтов мы должны быть вместе с ребенком, и прежде всего, обязаны утешить и успокоить его. Показать, что он – не одинок и всегда может рассчитывать на нашу поддержку и участие. Сделать это нужно даже в том случае, если мы предполагаем, что в конфликтной ситуации не право именно наше дитя. Родительский долг состоит в том, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным.

Что делать, когда есть конфликт

1. Прежде всего понять — конфликтная ситуация реально существует. Основные признаки того, что что-то уже произошло – резкая смена поведения ребенка, его отказ от привычного общения, снижение аппетита и нежелание говорить на «школьную» тематику.
2. Собрать как можно информации о конфликтной ситуации, чтобы подтвердить или опровергнуть догадки. Для этого стоит поговорить с другими родителями и одноклассниками и постараться услышать разные точки зрения.
3. Согласовать позиции взрослых членов семьи. Не усугублять ситуацию разными подходами. Добиться между взрослыми единства понимания и оценки того, что происходит, и постараться выработать единый план помощи ребенку для разрешения конфликта.
4. Пойти на разговор с педагогом. Сделать это стоит даже тогда, когда есть твердое убеждение в учительской неправоте. Часто беседа с учителем все расставляет на свои места. Во-первых, педагог обязательно оценит родительское неравнодушие и желание «разрулить» ситуацию. Во-вторых, всегда полезно выслушать претензии из первых уст. Однако, чтобы беседа получилась максимально конструктивной, важно подробно расспросить учителя о ребенке и системе школьных требований.
5. Если советы педагога показались интересными и конструктивными – нужно последовать им. И полученные результаты через какое-то время опять обсудить с педагогом. Союзнические отношения всегда лучше враждебных.
6. Посетить руководство школы. По сложившейся субординации, начать стоит беседы с заместителем директора учебного заведения по начальной школе. А потом – с директором. У такого визита всегда есть обратная сторона. Даже если с административной помощью конфликт удастся уладить, за родителями может закрепиться неприятная слава «скандалистов».
7. Уйти в другую школу. Переводы в конфликтной ситуации всегда болезненны, но иногда становятся единственным средством спасти положение.untitled

Есть еще один способ разрешения конфликта – изменение отношения к тому что произошло. Предположим, учитель кричит на ребенка. Причем не только на вашего, а просто имеет привычку немотивированно повышать голос. Разговаривать об этом с самим педагогом – бесполезно. Вряд ли возможно «перевоспитать» взрослого человека.
До крика педагог «доходит» по многим причинам. Это – плохое самочувствие, изрядно расшалившийся или упрямый ученик, особенности темперамента, конфликты в семье или с начальством… Ребенок, когда вырастет, будет постоянно сталкиваться с людьми холеричными, истеричными и психологически неуравновешенными. Некоторые из них, возможно, будут его начальниками. И с ними необходимо будет учиться ладить. Так не лучше ли получить навыки взаимодействия с теми, кто повышает на тебя голос, с детства?
В таких ситуациях, наверное, лучшим выходом будет научить ребенка объективно оценить ситуацию. Не терять собственного достоинства и не давать кому ни попадя втягивать себя в конфликт. Постараться не обращать внимания. И даже — прощать. Простые жизненные шаги, которые необходимо освоить с детства. Ведь родительская миссия – не в разрешении школьных конфликтов вместо ребенка, а в обучении сына или дочери самостоятельному осмыслению ситуации и нахождению пути выхода из нее.

Юлия Козлова

 

Комментарии