Правила общения с ребенком Януша Корчака: педагогика доброты

0986Януш Корчак известен не только как прекрасный писатель и врач, но и как опекун маленьких детей, которым он остался верен до своего последнего дыхания. Польский педагог погиб вместе с воспитанниками варшавского Дома Сирот от рук нацистов в концентрационном лагере Треблинка в августе 1942 года. Родители и профессиональные воспитатели получили в наследство от этого удивительного, мудрого и мужественного человека оригинальную педагогическую систему – истинную педагогику доброты.

Педагогические подходы Корчака выработались в результате его многолетних исследований и практической деятельности с детьми. Все они сводятся к объяснению истинной природы детства и предостережению родителей и воспитателей от возможных ошибок. Педагогика, по мнению Корчака, это наука не о ребенка, а о человеке.

8765Польский педагог говорил, что воспитание должно основываться на самостоятельной активности детей. Все действия взрослого следует направить на воспитание в ребенке самопознания, самоанализа, самоконтроля, саморазвития, самооценки, то есть всех проявлений самостоятельной деятельности. Ведь суть всей педагогической системы – это длительный процесс пробуждения в маленьком человеке воли к самосовершенствованию.

В повседневном общении с ребенком польский педагог выделял несколько принципиальных подходов или правил:

  1. Общаться с детьми можно, только любя их. Общение без внимания – пустая трата времени. А обращение к душе и чувствам ребенка без любви – пагубно. Поскольку главная вещь, которую взрослый может дать детям для их нормального развития, – это любовь. А любить — значит принимать ребенка таким, какой он есть – и неталантливым, и неудачным. Ведь дети – это праздник, который пока с нами.
  2. Взрослые не должны требовать у детей благодарности за все, что они для них делают. Родители дают ребенку жизнь, как можно отблагодарить за это? Потребность отблагодарить все равно рано или поздно проявится в детской душе. Но если чувства признательности не требовать специально, оно будет гораздо честнее. Ребенок, вырастая, дает жизнь другому, тот – третьему. Именно так работает необратимый земной закон благодарности.
  3. При общении нужно понимать, что проблемы, испытываемые ребенком, и вещи, которыми он обеспокоен, какими бы смешными они не казались взрослому, очень важны для малыша. Жизнь дается каждому по силам, и у детей она не менее тяжелая, чем у взрослых. Нужно ценить детскую потребность делиться своими заботами, ведь душа ребенка такая же сложная, как и наша. Детям, как и взрослым, присуща та же ежедневная борьба: стремление сделать, и одновременная невозможность достичь, понимание того, что происходит, и невозможность заставить себя действовать. Подчас детская жизнь даже тяжелей нашей, потому что у маленького ребенка не достает опыта.536734
  4. Взрослому никогда нельзя унижать ребенка, вымещать свои обиды и пытаться воспитывать его по «своему подобию» или постоянно ставя в пример родителей. Каждому дан свой путь. И человек вправе пройти по жизни, самостоятельно решая что для него лучше, а что – нет. Роль взрослого – помочь ребенку найти самого себя и свое предназначение в жизни.
  5. Общаясь с детьми, нужно проявлять такую же вежливость, как и в разговоре со взрослыми. Поэтому детство необходимо приблизить к взрослости. И с раннего возраста наделять ребенка такими же правами, которые ему будут принадлежать во взрослой жизни. Именно такой подход поможет ребенку учиться быть хозяином своей судьбы уже с детских лет.
  6. Общаясь с детьми, нужно рассказывать им о реальной, а не выдуманной жизни. Ребенок не сможет прожить счастливо, если мы вооружим его только умением ценить правду, но не научим распознавать ложь. Важно учить и любви, и ненависти, и умению соглашаться, и способности отстаивать собственную точку зрения, и покорности, и бунтарству. Задача взрослых воспитать в детях здоровый дух, то есть выработать привычку не становится жертвой.
  7. Общаться с детьми нужно на уровне их понимания, то есть учитывая их возрастные возможности.
  8. Общаться с чужими детьми необходимо так же, как и с родными. И никогда не делать для чужого того, чтобы не пожелал для собственного ребенка. Ведь если мы поможем чужому ребенку, кто-нибудь обязательно поможет нашему. 98654

Самые важные для взрослого встречи – это встречи с детьми, ведь он никогда не знает, кого увидит в них. Однако, мы должны согласиться с тем, что не всесильны. Януш Корчак писал, что ни одному воспитателю не под силу вырастить из ста детей сто идеальных людей. Поэтому взрослые просто обязаны признать право ребенка на детство и согласиться с его самоценностью. Нужно перестать судить о детях с позиций будущего времени. А просто любить их в настоящем.

Юлия Козлова

Комментарии