«Защитное воспитание» Василия Сухомлинского

imagesU37KVTU7Взрослым важно понимать, что наши дети проживают непростую жизнь. Они подвергаются ежедневной агрессии, прежде всего СМИ, а также всех, кто «транслирует» в мир собственные пороки — жадность, похоть, лживость, жестокость, зависть и грубость. Ведь дети открыты миру и некритичны по своей природе. И защитить их – наша родительская обязанность.

Путь В.А. Сухомлинского

Если вглядеться в портреты Василия Александровича Сухомлинского, с большинства из них он смотрит на нас с грустью. В этом взгляде отражается мудрость человека, большую часть своей жизни отдавшего воспитанию детей.
03465 Сухомлинский начал учительствовать с 17 лет и все годы до самого последнего своего дня искал подходы к детям и методики воспитания, которые могли помочь им в жизни. Перерыв в его педагогическом труде пришелся лишь на два первых военных года, когда 23-летний Сухомлинский ушел на фронт. В январе 1942 года в боях под Москвой он получил тяжелое осколочное ранение и больше по состоянию здоровья не мог принимать участие в боях. А с 1948 года до конца жизни Василий Александрович работал директором в поселке Павлыш на Украине.
Идеи «защитного воспитания» известного педагога во многом определились непростым послевоенным временем. Ведь четыре с половиной года страданий покорежили много детских судеб и отразились на живших тогда семьях.

Причины страданий ребенка

90546Сухомлинский писал, что школьный порог очень часто переступают первоклассники, уже несущие в своих сердцах много боли и тревог. И причины происходящего Василий Александрович видел в проблемах семейного окружения. Педагог считал, что этим детям, как воздух, нужно особое «защитное воспитание».
Какие же раны несут детские сердца? Главной их них Сухомлинский считал духовное одиночество — состояние, когда ребенок чувствует и понимает, что он никому не нужен. Мы можем подумать, что такая беда затрагивает только неблагополучные семьи. И ошибаемся.
Ребенок по своей природе живет открыто – «сердцем». Для него просто необходимо отдавать кому-то свою любовь. И эта способность постоянной любви облагораживает детскую душу, делая повседневную детскую жизнь насыщенной и светлой. Часто ли мы отвечаем на такую потребность детей? Находим ли время принять детскую заботу и просто выслушать их новости?
8954256Часто бывает так, что в полной, социально благополучной семье ребенок растет духовно одиноким. Его жизнь сложилась так, что отдать свое сердце оказалось некому. Такие дети не чувствуют радости родства и счастья духовной близости. И это происходит в семьях, где взрослые не проявляют элементарной душевной чуткости и не готовы к задушевным отношениям. Возможно – устают на работе и не находят времени на полноценное общение с детьми… Возможно – сами не имеют такого опыта с детства и живут в эмоциональном невежестве… Очень страдают и те дети, которые дома соприкасаются с обманом, эгоизмом и неуважением к людям.
Сухомлинский писал, что одинокие дети растут глухими к добру и имеют сердце, подобное загрубевшей подошве. Поэтому основная задача защитного воспитания для них — уберечь от духовного одиночества и пробудить в детской душе способность жить сердцем и доверять миру.
Другой причиной детских тревог и озлобленности Сухомлинский считал убежденность детей в том, что они родились в семье «случайно» и поэтому родителям не нужны. «Нежеланные» дети постоянно проявляют недоверие и настороженность. И задача любящего взрослого – понимать это, быть чутким и уметь отделять зло от истинной личности ребенка.
Искалеченную душевную природу имеют и дети, которых подвергали телесным наказаниям. Ведь насилие над телом – это всегда и удары по детскому сердцу.

В чем должно проявляться «защитное воспитание»

9046В.А. Сухомлинский верил, что лучшей защитой от духовного одиночества для детей станет пробуждение симпатии, любви и сопереживания к другому человеку. Важно, чтобы ребенок понял, что есть тот, кто нуждается в его сочувствии и внимании. Одинокого ребенка нужно учить сопереживанию – рассказывать ему о непростых событиях в жизни другого человека. Но делать это следует очень тактично и естественно, чтобы ребенок не чувствовал преднамеренности взрослого.
С озлобленными детьми не стоит начинать с ласки. В ответ на нее они, как правило, проявят лишь настороженность. Общение с такими детьми нужно начинать с общей, близкой для обоих деятельности, где ребенок мог бы почувствовать человеческие качества взрослого – его увлеченность, умение преодолевать трудности и способность радоваться достигнутому результату. Это могут быть общая работа по дому, а также, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Важно найти совместное дело, в котором можно найти общие духовные интересы. На основе этого рождается личная дружба и сопутствующая ей тяга к общению.
95846Другое средство, которое Сухомлинский использовал в педагогической работе, он называл «лечением красотой». Перед ребенком, загрубевшим душой, обязательно нужно раскрывать красоту природы, учить его слышать красоту музыки и видеть красоту художественного отображения мира в рисунках и живописи. Для этого стоит почаще путешествовать с детьми в парках, посещать выставки и бывать на концертах.
И еще один метод «защитного воспитания» — приучать ребенка заботиться о животных и растениях. Именно для этого необходимы домашние питомцы, работа в саду или на огороде, выращивание комнатных растений и подкармливание птиц зимой.
В.А. Сухомлинский высказал важную мысль о том, что человеческая природа очень богата. Но многогранные природные возможности не даются ребенку как врожденная защита перед жизненными трудностями. Родителям и воспитателям следует создавать, выращивать и утверждать их в детском сердце. Для этого нам нужно любить в ребенке все человеческое и чистое, что он имеет, и верить в его будущее.
С уважением,
Юлия Козлова

Комментарии