Дом свободного ребенка Константина Вентцеля

Так сложилось, что имя русского педагога Константина Николаевича Вентцеля не так широко известно, хотя его вклад в отечественную педагогику огромен. Ведь в современном мире идеи воспитания творческой личности, свободной школы и декларации прав ребенка актуальны не менее, чем 100 лет назад, когда Вентцель их впервые сформулировал.oM-qH6y13qU

Новаторская школа для свободного воспитания

Педагогическая деятельность Константина Вентцеля началась в Москве в 1906 году, когда ему уже было 49 лет. Лишь тогда обстоятельства жизни Вентцеля и развитие общественной ситуации в России сложились так, что он смог приступить к реализации своей мечты. Педагог-новатор и его друзья-единомышленники создали в городе первый Дом свободного воспитания – общину, объединившую усилия детей, родителей и профессиональных воспитателей, которые стремились дать жизнь образовательному учреждению принципиально нового толка. Оно отличалось от традиционной системы тем, что ребенок и его потребности становился центром образовательного процесса, а не его объектом, как тогда было принято.
И хотя Дом свободного воспитания «продержался» не долго – до 1909 года и закрылся из-за проблем материального характера, прецедент был создан. Вентцелю с коллегами удалось создать школу полностью автономную и отделенную от государства. Учебная программа строилась вокруг потребностей и запросов самих учащихся. Как говорил Вентцель, воспитание заботилось не об учебном плане, а о плане жизни посещающих школу учеников.
Роль воспитателей и родителей состояла в том, чтобы всемерно развивать и стимулировать детские потребности. В Доме свободного воспитания работал Родительский клуб и была создана музейная коллекция детских игрушек. Здесь открыли мастерские по предметам и библиотеку педагогической литературы, а для родителей проходили курсы по воспитанию.
Представьте себе Россию начала XX века, раздираемую противоречиями и сотрясаемую первой революционной волной… Новаторскому образованию пришлось нелегко. И созданная Константином Николаевичем система свободного воспитания сильно опередила свое время.

К свободе детей!

0987Официальная педагогика издавна призывала к подавлению воли ребенка, а методы ею используемые, больше походили на обыкновенную дрессуру. Вентцель провозгласил ребенка центром всей воспитательной системы. Он говорил, что взрослые должны опираться на различные формы детской самодеятельности и содействовать тому, чтобы ребенок вырабатывал принципы личной нравственности и религии. Ведь задача каждого – реализовать свое право быть искателем и творить собственные духовные ценности.
Вентцель свято верил, что не существует универсальной системы воспитания, а подходов и методик должно быть так же много, как много на свете живет детей. Поэтому главная задача взрослых виделась ему в индивидуализации детей, а не придании ребенку черт среднестатистического гражданина. Согласитесь, либертатная педагогика – очень современный подход!

Декларация прав ребенка

Педагог-новатор верил, что только посредством свободного воспитания человечество сможет шагнуть на новый этап своего развития и сбросить «цепи невидимого рабства». В сентябре революционного для России 1917 года он публикует Декларацию прав ребенка — отечественный гуманистический манифест, который на 42 года опередил подобную декларацию, которую приняли страны ООН. Эти два документа имеют не только общее название. Обе декларации ставят ребенка на центральную позицию и провозглашают заботу о реализации ведущих прав, данных каждому при рождении.
98345В своем документе Вентцель утверждает, что ни одного ребенка нельзя принудить к посещению образовательных учреждений, помимо его воли, и он может уклоняться от того обучения, которое идет вразрез с его индивидуальными потребностями. Константин Николаевич призывает также к педагогике без наказаний. Но стиль изложения вентцелевской декларации во многом максималистичен, радикален и полон социального утопизма. Например, в ней провозглашается право ребенка уходить от своих учителей и даже родителей, если они, по его мнению, плохо справляются с его воспитанием.
Несмотря на все «перекосы», педагогическое наследие К.Н. Вентцеля уникально и очень прогрессивно. Большинству из нас понятно, что авторитаризм в воспитании – тупиковый путь. Поэтому изучение гуманистических взглядов и подходов педагогов-новаторов, пытавшихся противостоять «усреднению» ребенка, очень важно и актуально для современных родителей.
С уважением,
Юлия Козлова

Комментарии