Как использовать методику Марии Монтессори в домашнем обучении

untitledЗамечательные подходы итальянского педагога Марии Монтессори для раннего развития ребенка существуют уже более столетия. И за это время они помогли в воспитании и обучении детей очень многим семьям. Для того, чтобы получить положительные результаты в домашнем обучении, совсем не обязательно приобретать полный комплект дорогостоящих пособий. Потому что обычные домашние предметы, при правильном подходе, легко превращаются в Монтессори-материал.

Создайте ребенку удобный домашний мир

Мы, взрослые, часто не замечаем, что создали свой мир исключительно для себя, и ребенку трудно или даже невозможно им пользоваться. Наши стулья, столы, шкафы кажутся ему огромными и неудобными. Для того, чтобы малыш мог полноценно развиваться, ему нужны доступные домашние зоны, в которых все, что необходимо для жизни, оказалось бы рядом. И всем этим можно было пользоваться, не прося взрослых о помощи.

Зона повседневной жизни малыша должна включать предметы ежедневного обихода – удобно расположенные вешалки и шкафчики для детской одежды, подходящую по росту мебель, а также доступные полотенце и предметы для умывания. Зона активности должна давать возможность   малышу подвигаться, когда он захочет — это может быть небольшой спортивный уголок.

32Особая среда для познания окружающего мира

Кроме того, в доме должны быть специальные зоны, предметы которых ребенок сможет использовать для умственного и сенсорного развития. Ведь детей учит именно то, что их окружает. Для развития речи необходимы кубики с буквами, яркие книги, карандаши, наборы бумаги, а также буквы и цифры, вырезанные из плотного картона.

Для того, чтобы малыш мог заняться творчеством, у него должны быть краски и кисти, пластилин, музыкальные игрушки или инструменты. Зона естествознания предусматривает фигуры и картинки животных и растений. А сенсорное развитие будут стимулировать разнообразные по фактуре крупы, разные по форме фигуры (кубики, цилиндры, конусы и пр.), а также наборы тканей и предметов, отличающихся по запаху. 

«Помоги мне сделать это самому!»

0954624Именно такой девиз, по мнению Монтессори, должны взять на вооружение все взрослые. Терпение – главный помощник в воспитании. Не кидаться при первой трудности на помощь, а, по возможности, учиться занимать позицию наблюдателя, лишь сопровождая процесс познания ребенка. И если у малыша что-то не получается с первого раза, не бежать сразу помогать ему, а дать малышу возможность самостоятельно завершить начатое.

Во многих семьях бывает так, что у ребенка и игрушек достаточно, и дорогие пособия родители купить не забыли, однако, само развитие запаздывает, а сын или дочь изо дня в день скучают и не знают, чем заняться. Главная причина такого поведения малыша в том, что он практически полностью лишен возможности делать что-то самостоятельно. Его будят, переодевают, умывают, кормят и обслуживают взрослые. Им так удобнее – быстрее и легче.

4562Мария Монтессори рекомендовала отказаться от подобной тотальной опеки. И каждый день приучать малыша к самостоятельному переодеванию после сна, умыванию и чистке зубов, помощи маме в приготовлении завтрака и мытью посуды. Каждый день терпеливо обучать самообслуживанию, создав для ребенка условия, когда ему нетрудно развесить домашнюю одежду, легко дотянуться до зубной пасты и щетки, а также необременительно открыть и закрыть кран с водой.

Особенности занятий

Важное условие для развития в том, чтобы все предметы, окружающие ребенка, находились в зоне его доступа и были расположены в определенных местах, а не свалены в кучу, как это часто бывает с игрушками. После манипуляции с ними, ребенок должен самостоятельно вернуть предмет на его место. Предметов (или материалов) в комнате, где живет ребенок, не должно быть много. И задача взрослых – периодически их менять. Ничего лишнего быть не должно. Это только рассеивает детское внимание.

Важно не навязывать малышу свои интересы, не просить его взять какие-то предметы в руки и тем более – не заставлять его. Взрослый должен дождаться, пока малыш сам проявит любопытство и захочет что-то рассмотреть.5432

Мария Монтессори не относилась к занятиям, как игре. Она считала их работой, которую нужно сделать качественно: почистить свою обувь, перелить воду из сосуда в сосуд, разобрать или пересыпать крупу, завязать шнурки… Много полезных простых упражнений и занятий на каждый день.

Главное – помнить, ваш малыш обладает собственными способами и сроками познания окружающего мира. Он имеет полное право выбирать свой темп, материалы и предметы, которые ему нужны в данный момент. А наша родительская миссия – безгранично верить в уникальность своего ребенка и заложенный в нем потенциал. И все получится!

С уважением,
Юлия Козлова

Комментарии