Вальдорфская школа. В чем преимущества?

678 В далеком 1919 году 58 летний Рудольф Штайнер организовал школу для простых рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф Астория». Тогда мало кто мог предугадать, что спустя несколько десятков лет его педагогическая система обретет тысячи поклонников в лице родителей и педагогов самых разных стран мира.

Как все начиналось

Как часто случается, новации рождаются во времена общественных кризисов. Именно так произошло в Германии, когда она проиграла Первую мировую войну. Тогда немецкое общество искало новые пути социального обустройства, и одним из таких экспериментов стало создание новой школы в Штутгарте. В нее попали не только сыновья и дочери простых работников сигаретной фабрики, но и дети представителей других, более обеспеченных и образованных социальных слоев.
Еще при жизни Штайнера образовательные учреждения, построенные на его идеях, были организованы в Гааге, Эссене, Гамбурге и Лондоне. Сейчас в разных странах мира существует более тысячи вальдорфских школ. В штайнеровскую школу изначально не проводился отбор на основании социального или материального ценза. И по сей день эта педагогическая система построена на равенстве для всех, кто желает получить подобное образование.

Специфика вальдорфской педагогики

9867Прежде всего, обучение в вальдорфских школах основано на атропософии. Это духовное мировоззрение было сформулировано Р. Штайнером на основе сплава философских, медицинских, религиозных, медицинских и экономических знаний. По сути антропософия является видом теософии, содержащих мировоззренческие постулаты о единении души человека и божества.
Обучение начинается в семилетнем возрасте и продолжается на протяжении 11-12 лет. Примечательно, что во время всего периода пребывания в школе с ребенком работает один педагог – классный наставник. По мнению приверженцев вальдорфской педагогики, многолетняя опека одного воспитателя позволяет ему лучше узнать личные потребности ребенка и построить обучение, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.
Интересно также и то, что здесь не применяется принцип состязательности, столь характерный для нашего традиционного образования. А в средней школе не практикуется привычная нам система оценок. Вместо них по окончании учебного года педагог-наставник составляет на каждого воспитанника характеристику. Но если это необходимо, например, при переводе ребенка в другое образовательное учреждение, оценки могут быть проставлены по всем предметам.

Как ведется преподавание

90543В начале обучения предметам академического плана уделяется очень мало внимания. Обучать чтению детей начинают во втором классе, хотя с буквами их знакомят раньше. В средней школе все предметы имеют одинаковую ценность. А те дисциплины, которые в привычном нам школьной системе стоят на вторых ролях – музыка, пение и изобразительное искусство, здесь считаются очень важными. Главное в вальдорфском образовании — соблюдение гармонии между практическим опытом, получаемым ребенком во время труда в мастерских или в пришкольном саду, а также театральными и музыкальными занятиями, обучением живописи, скульптуре и ритмике.
С начала занятий всех детей учат вязать, используя спицы и крючок, а также обучают игре на флейте. Кроме того, с начальных классов в программе предусмотрено знакомство с двумя иностранными языками. Причем, основы языков дают в игре, знакомя детей с отдельными словами, песенками и стихами.
Учебников в привычном нам понимании в школах не существует. Вместо них у каждого ученика есть рабочая тетрадь, и она со временем трансформируется в рабочую книгу. То есть дети постепенно создают себе учебники сами.
67809Главный поход в преподавании основывается на восприятии самого ребенка. Ему никогда не будут давать сухую теорию, прежде чем он не увидел чего-то собственными глазами и не пережил увиденное. Теория и выводы строятся только на основе полученного ребенком опыта.
В подобных школах также очень много праздников, к которым готовятся все вместе – ученики, родители и учителя. Поводом для празднования может стать приход зимы, сбор урожая, встреча перелетных птиц, Рождество или Пасха. Обычно на праздники мастерят красочные костюмы, разучивают театральные постановки, стихи и песни. Обязательный элемент любого праздника – самодельные подарки ученикам школы и гостям. Окончание четвертей тоже принято отмечать — большими концертами.
В отношении вальдорфских школ существует несколько предрассудков. Например, что эта педагогическая система не дает базовых знаний, чтобы поступить в вузы. Это не так. Подобные школы с каждым годом становятся все популярнее у родителей. Семьям импонирует то, что обучение в них построено с учетом индивидуальных возможностей детей, а во главу угла поставлено воспитание сочувствия, доброты и доверия. Считается, что выпускники таких школ обладают большой гибкостью, умеют проявлять инициативу, и также отличаются высоким уровнем личной ответственности и творческого потенциала. Согласитесь – такие качества более чем востребованы в современном непростом и изменяющемся мире.
С уважением,
Юлия Козлова

Комментарии