Теория детской игры Льва Выготского

7648467Часто мы находим в книгах или статьях в интернете ссылки на труды отечественного психолога – Льва Семеновича Выготского и представляем себе седого, умудренного жизнью профессора. Однако удивительная и очень плодотворная жизнь одного из основателей российской психологии уместилась всего в 38 лет. И во многом именно его исследованиям мы обязаны пониманием роли игры в жизни ребенка.

Выготский очень высоко ценил значение игры для каждого периода детства и, в особенности, для формирования детского воображения. Он определил, что в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Это значит, что по силе влияния на развитие личности в этом возрастном периоде с игрой не могут соперничать ни труд, ни учеба, ни любая продуктивная деятельность (конструирование или рисование).

Эти теоретические положения были выдвинуты Львом Выготский в 30-е годы прошлого века. Они многократно подтверждены практикой. Но до сих пор, к сожалению, мы, родители, до конца не осознаем глубинное значение игры для дошкольника. В чем это проявляется? Мы постоянно «спешим» перейти в дошкольном возрасте к обучению, копирующему школьную систему. Боимся упустить время и хватаемся за модные методики «раннего развития» в ущерб игре.

Последим за собой! Как часто малыш слышит от взрослых: «Опять ты играешь?!» или «А что вы там делали – так целый день и проиграли?». Фразы, сказанные с явными оттенками недоумения и осуждения. Однако, нельзя идти против научных фактов – жизнь в дошкольном детстве «питается» преимущественно через игру. Именно поэтому дети лучше усваивают моральные ценности через сказки, притчи, забавные истории, в искусственно созданной игровой ситуации, но никак ни через прямое наставление.

5764По мнению Выготского, игра – это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может. Практически – это своеобразное моделирование будущей жизни. Разве такое возможно переоценить? Дети сами создают мнимую ситуацию и воспринимают ее как реальность, живут в ней и «примеряют» на себя этот образ.

Во время игры у детей обязательно есть правила. Задать такие правила может взрослый, или же они возникают в сознании самих детей. В жизни подчас непонятно, почему случается то или иное событие, и чем люди руководствуются. А в игре «по правилам» жизненная ситуация становится очевидной и зримой для малыша — словно разложенной по полочкам. Если он выбрал роль матери, он начинает играть по «правилам поведения» матери.

Выготский указывает, что в игре проявляются несколько парадоксов. С одной стороны ребенок играет и действует как хочет (свободно). Но с другой стороны – он всегда старается ограничить себя правилами. И еще, играя, малыш узнает как устроена вещь, но обязательно передает ее значение заместителю (другой вещи).

5673Уникальность детской игры в том, что ребенок действует не в реальной, а вымышленной ситуации, используя при этом свои реальные мотивы и желания. Давайте вдумаемся в великую миссию игры – она учит желать, мечтать и представлять себе будущее, но непременно соотнося его с правилами. То есть, учит детей ограничивать мечту условиями и возможностями. Получается, что в игре ребенок моделирует собственную будущую жизнь. Хотя и делает это пока неосознанно, не понимая собственных глубинных мотивов.

Нам, взрослым, важно понять, что игра формирует зону ближайшего развития малыша. В ней он находится чуть впереди своих сегодняшних возможностей. В игре дети становятся немного «взрослее» самих себя и словно вырастают на голову выше. Игра – это язык жизни ребенка. То, что мы, взрослые, рассказываем, дети проигрывают.

Вполне возможно, что наши проблемы, которые ежедневно решает каждый взрослый и «комплексы», принесенные из детства, «выросли» от того, что в свое время мир взрослых не дал нам «доиграть». Окружающие нас люди считали наши игры пустой забавой, временем чистого удовольствия, которое тратится впустую. Интересно? Тогда, возможно, вам захочется самим почитать работы Льва Семеновича Выготского и его коллег.

С уважением,
Юлия Козлова

 

 

Комментарии