Инклюзивное образование: необычный класс в обыкновенной школе

инклюзивное образованиеПонятие инклюзивного (или включающего) образования стали использовать, чтобы описать процесс получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы. При этом семьи, имеющие таких детей, совсем не ограничены в выборе. Ребенок может получить образование и в обыкновенной школе, и в специализированных учреждениях — школах или интернатах.

В чем преимущества инклюзивного образования

Очевидно, что обучаясь в специальной среде, предназначенной исключительно для инвалидов, ребенок растет изолированно от общества и реальной жизни. Часто он вообще вынужден жить в условиях интерната, вне родительской семьи. А это ни в какой мере не способствует его развитию. В основу инклюзии положена система идей, в которых нет любой дискриминации детей. В них провозглашается равное отношение к каждому, но для ребенка, имеющего особые потребности в обучении, создаются особые условия для получения образования.

thQ6P3X4UVПо сути, инклюзивное образование отражает определенный вектор в развитии современной школы. Оно доступно для всех, но приспосабливается к различным нуждам каждого. А это значит, что «особенные» дети также имеют к такому образованию абсолютно свободный доступ.

Включение – это не процесс создания специализированных классов или учебных групп в массовой школе, и не совсем не то, когда дети приходят в обыкновенную школу из специализированной на пару часов в день. Включение – это гораздо глубже, чем простая интеграция.

При инклюзии изменения происходят внутри самой школы. Ученики живут единой жизнью и начинают воспринимать человеческие различия, как норму. Инклюзивное образование пропитано идеей, что люди нужны друг другу, каждому важна поддержка и внимание сверстников, и каждый человек по рождению обладает правом на общение. Понимание этого и осознание многообразия мира делает внутренний мир всех учеников класса богаче и укрепляет людей духовно.

У здоровых детей, включенных в такое образование, появляется эмпатия, то есть сочувствие и сопереживание — главные условия для развития более высокого уровня толерантности в обществе. Совместная школьная жизнь также является предпосылкой того, что отдельные мнения и жизненная позиция детей с ограниченными возможностями здоровья становятся очень значимыми для всех. А это существенно повышает их самооценку и мотивацию для саморазвития.

Зарубежный опыт

648

За рубежом нормативные акты, существенно расширяющие права инвалидов, стали появляться с 1970-х годов. Постепенно сложилось несколько разных подходов к получению образования людьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Ряд государственных и общественных организаций и отдельных активистов ратовали за расширение доступа к образованию в форме мейнстриминга. Это подход, когда ученики-инвалиды могут общаться со своими ровесниками во время проведения общих праздников и досуговых программ.

Другие убеждали в необходимости применять включение или инклюзию. Пускай этот метод и требовал больших вложений в переоборудование школьных зданий и помещений под потребности и нужды абсолютно всех детей, получающих в них образование. Прошли годы, и в мировой практике инклюзию признали как наиболее гуманный подход и самый эффективный способ развития ребенка.

Инклюзия в российских школах

Первые учреждения, использующие инклюзивное образование, появились у нас в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Большой известностью пользуется опыт, который наработан в этой области московской школой № 1321 («Ковчег»). Она открыла свои двери в 1991 году. Эта школа начинала с классов по 10 человек, где обучался один ребенок с ДЦП. Позже, здесь нашли возможности обучать в классах большее количество детей-инвалидов и стали принимать школьников с аутизмом, шизофренией и другими сложными диагнозами. Сегодня в столице уже 47 школ используют инклюзию.

untitled

С начала 1990-х годов в России было создано одиннадцать площадок, где проходил эксперимент по апробации инклюзии «особенных» детей. Опыт был таким интересным, позитивным и неожиданным, что стал распространяться по регионам. И в 1996 году в российских педагогических вузах стали преподавать несколько специализированных курсов, чтобы будущие учителя могли иметь представление о специфике работы с детьми, чьи возможности здоровья ограничены.

Кроме того, сегодня у нас в стране организация инклюзии в школах закреплена в основополагающих государственных документах, например, в российской доктрине образования, разработанной до 2025 года. Причем эта система не ограничивается лишь средней школой. Она включает и те учреждения, где можно получить профессиональное образование, и даже высшую школу. В Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов» говорится, что страна-участник обеспечивает гражданину возможность для получения инклюзивного образования во время всей его жизни. Россия подписала этот важный международный документ в 2008 году.
Кроме инклюзивного образования, у «особенных» детей есть другие варианты получения образования – это спецшколы и специнтернаты, коррекционные классы, которые создают в массовых школах, а также домашнее и дистанционное обучение. Какая из этих форм образования больше нравится вам?

 

С уважением,
Юлия Козлова

Комментарии