«Нормальный» ребенок и детские «аномалии»

67548Хотим мы того, или не хотим, решая для себя вопрос — что есть «норма», а что нет, мы выбираем различные родительские стратегии поведения. Выбор этот – в ежедневном принятии решений. Казалось бы, что в этом сложного? Однако, слишком много «голосов» мы слышим вокруг, слишком много различных мнений и суждений относительно «нормальности» и «нормы» в воспитании ребенка. И эти внешние оценки держат родителей в напряжении. Как же во всем этом разобраться?

С одной стороны, в мире происходит заметный расцвет толерантности. Люди все чаще принимают идеи о том, что все цветы должны цвести, и каждому есть чему поучиться у людей «особенных». То, что большинству еще вчера казалось «не нормой», сегодня – вполне приемлемо. Вроде бы все гладко и беспроблемно.

Однако есть и сложившиеся в обществе традиции, с которыми жить детям с особенностями развития и их родителям из дня в день непросто. Например, в системе образования существуют четкие границы «нормы», и такому ребенку практически не попасть в обычный класс. А классы и группы коррекции созданы далеко не в каждой школе. Да, по большому счету, и на них уповать не стоит. Потому что в таких коллективах собирают детей с самыми разными «отклонениями». Это могут быть и особенности психики, например, гиперактивность, и слабое зрение, и логопедические проблемы, и языковые трудности, которые испытывает большинство детей мигрантов. Не говоря уже о сложностях с передвижениям по улицам и о косых взглядах обывателей.

6aee12f5f730a2e8cdd16ee0b2d91c14Еще одна проблема – заметный рост темпа получения информации. Сегодня в школе скорость усвоения материала наращивается. А когда колесо крутится быстрее, все больше становится тех, кто не справляется с требованиями новой «нормы». Помните детскую площадку и крутящуюся площадку-карусель на ней, где мы так любили кружиться с приятелями? Пока скорость небольшая, удерживаются все. Но постепенно она увеличивается и увеличивается, и один за другим дети соскакивают с карусели. Кто же остается? Тот, кто успел занять место посредине.

Спросим себя — в чем нуждается каждый из нас, родителей? В поддержке. Именно ее мы ищем, перечитывая огромное количество литературы по «проблемным» детям и ходя на бесчисленные консультации. Но когда мы пытаемся выслушивать все «мнения» относительно «нормальности» ребенка и пытаться на их основе выстроить свою ежедневную жизнь, мы выбираем абсолютно тупиковый путь. Почему?

42465_1_2Во-первых, те, кто что-то говорит, как правило, не имеют опыта воспитания «особенных» детей. И даже если такой опыт есть, каждый ребенок остается уникальным, и каждый имеет свой путь развития. Во-вторых, большинство «мнений» относительно «нормальности» имеют явную негативную окраску. Люди, их высказывающие, не верят в положительный результат. Нужны ли тогда нам их советы?

Если поддержка не чувствуется извне и кажется, что мы со своими проблемами никому не нужны, стоит обратить взгляд внутрь и помочь себе самостоятельно. Объективным анализом, реальной оценкой происходящего и добрым отношением к миру.

Будем честными — родители – это изначально счастливые люди. Они богаты уже тем, что имеют сына или дочь. Если ребенок родился в нашей семье – это и есть НОРМА. Да, возможно кто-то имеет другое мнение. Но прожить жизнь с нашим ребенком предстоит нам, а не другим. Если в семье есть «особенный» малыш – значит, это не случайно. Потому что только наша семья и может сделать его счастливым. Такому «особенному» нужна именно такая мама и именно такой папа.

875078В чем же проявляется глубинное осознание родителями «нормальности» происходящего? Они – счастливы тем, что имеют. У таких родителей не рождается «идей» сравнивать свою жизнь с опытом других семей. Зачем создавать в своей жизни ненужное напряжение, когда уже есть «данность» — вот мы и вот наш ребенок. Он уже живет. И если быть до конца честными перед собой, то о каком особенном выборе родительской стратегии поведения идет речь, когда такой выбор был сделан уже давно – у многих еще до рождения «особенного» малыша?

Все мы стремимся прожить жизнь «нормально», в соответствии со своими понятиями о добре и зле. И именно такая жизнь делает нас счастливыми. Поэтому нам нужно выработать свою шкалу развития собственного ребенка. И ориентироваться не по чужим успехам, а только по прогрессу, достигнутому ребенком относительно его собственных шагов в прошлом. По большому счету наша родительская миссия — помочь ребенку сформировать свою систему ценностей, чтобы он смог чувствовать себя в этом мире «нормальным», то есть проживал эту жизнь счастливо.

С уважением,
Юлия Козлова

 

 

 

Комментарии