Школьный учитель и педагог дополнительного образования: кто учит наших детей?

87953Представим себе двух подруг, которые вместе учились в педагогическом вузе. На одном биолого-химическом факультете. Все пять лет они ходили на одинаковые лекции и семинары, а на экзаменах показывали сходные результаты. И вот выпускницы успешно защитили дипломы и получили право работать с детьми. Обе они, любя свой предмет, были мотивированы на предстоящую работу. Одна их них устроилась в школу учителем биологии. А другая пошла в ближайший Детский центр и стала руководить юннатским объединением, как педагог дополнительного образования.

Начались будни. Первые трудности у обеих были сходными. Они типичны для всех начинающих. Молодые педагоги сразу ощутили, что психолого-педагогического образования им не додали. Оказывается, в вузе их учили всем возможным тонкостям биологии и химии, как наук. А времени на подготовку как педагогов-практиков отводилось совсем немного. Но, к сожалению, так готовят к работе с детьми не только биологов, но и учителей всех предметов. Нам же важно пока другое — в каких условиях стали работать наши выпускницы и насколько это сформировало их стиль работы и подходы к детям.

Школьная учительница входила на каждый урок в готовый класс. Дети уже ждали ее. И она быстро поняла, что, может использовать оценки как главный мотиватор. А еще она легко освоила удобные приемы манипуляции: могла без труда запугать детей предстоящей контрольной, или вызвать у них чувство вины, если они были не достаточно усердны. Делалось это, конечно же, для блага детей. По крайней мере, так наша молодая учительница думала.

765845Но были в такой работе и минусы. Например, преподавать следовало по утвержденной программе. Иногда необходимо было «переставить» местами учебный материал, к чему-то вернуться… Учительница это чувствовала. Но строгий школьный порядок не позволял «вольностей», и она старательно записывала в журнале пройденное. Иногда она видела, как глаза детей «загорались», класс «дышал» новой темой. Но звенел звонок, и приходилось обрывать себя на полуслове и уходить вместе с детьми на переменку.

Ее подруга пришла на работу и с удивлением поняла, что детей, ради которых она открыла юннатский клуб, нет. Их необходимо набрать самой. То есть потратить какое-то время, развешивая объявления и посещая школы. А строгий директор уже предупредил: «Через две недели у вас должна быть полная группа, а для оплаты ставки – три группы, иначе вы останетесь без зарплаты». Это был сильный стимул! И наш неопытный педагог дополнительного образования вынуждена была предпринимать колоссальные усилия, чтобы зазвать ребят на свои занятия. А главное – увлечь и удержать их.

И она стала работать как «суперпродажник», который создает свою клиентскую базу. Причем скоро поняла, что этот вид работы – «заинтересовать и удержать» будет составлять большую часть ее педагогического труда. Постоянно, на долгие годы. Ведь у педагога дополнительного образования нет «кнута и пряника» в виде школьных оценок. Дети за него «голосуют ногами». И удержать их может только заинтересованность.
875957

В результате, каждая из наших героинь на своем рабочем месте получила собственные плюсы. У школьной учительницы всегда много детей. Ребенок приходит к ней на урок, хочет он того, или нет. Она имеет позитивный, уважаемый социальный статус – «учитель», готовые инструменты воздействия на учеников и их родителей, и, наконец, типовую программу обучения своему предмету. Все ее шаги расписаны заранее.

Руководитель юннатского клуба тоже получила свои дивиденды. К ней приходят и остаются заниматься только мотивированные дети, которые «горят» получать знания и любят биологию. Она может строить учебный процесс по авторской программе, вне рамок классно-урочной системы, применяя любые интерактивные и игровые методы. Более того, у нее всегда есть союзники в лице родителей. Ведь тратить силы и средства на дополнительное образование будут только семьи, любящие детей и заинтересованные в их развитии.

Взяв старт, учитель и педагог дополнительного образования, пошли каждый своей дорогой и повели своих учеников по пути, во многом уже определенном типом образования. В школе — к сертифицированному результату в виде аттестата и набора освоенных дисциплин. В учреждении дополнительного образования – к развитию детских интересов и склонностей.

С уважением,
Юлия Козлова

 

 

Комментарии