Формальное и неформальное образование: что нужно для развития личности?

765845Термин «дополнительное образование детей» появился в нашей стране в 1992 году. Именно с этого времени так именуют учреждения, прежде занимавшиеся внешкольной работой. А руководители кружков получили статус педагогов дополнительного образования. Такие изменения не были простой сменой вывесок. Наконец было признано, что дети в кружках и секциях не просто проводят время «вне школы», а получают образование – то есть развивают свои склонности и навыки в какой-то деятельности.
В педагогической практике для дополнительного образования используют разные названия. Это происходит из-за потребности подчеркнуть его особую роль и отличия от школьной системы.

Поэтому часто говорят о «неформальном» и «альтернативном» образовании.
На самом деле важно понять, в чем миссия и особенности каждого типа образования. Вначале, о сходствах. Учреждения общего и дополнительного образования работают с детьми, преимущественно, школьного возраста. Причем работа эта проходит по образовательным программам, которые предусматривают поэтапное усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков. И в школах, и учреждениях дополнительного образования для этого выделяют учебные часы. А занятия проводят педагоги.

На этом сходства заканчиваются. Различия между этими двумя системами проявляются на уровне целей, подходов и методов. Школьная программа нацелена на получение ребенком стандартного образования, результат которого закрепляется аттестатом зрелости. Этот документ позволяет выпускнику школы, при желании, продолжить учебу в ВУЗе. Школьное образование строится на типовых программах и учебниках, которые меняются крайне редко. Именно поэтому его часто называют «основным» или «формальным».

435В дополнительном образовании педагог может выбрать типовую программу, а может составить и авторскую. Он не скован школьными условностями и поэтому проводит занятия, исходя из возможностей и потребностей своих учеников. Ему не нужны формальные условия класса – парты, ответы у доски, домашние задания… Для педагога дополнительного образования важно, чтобы ребенку в детском коллективе студии, секции или клуба было комфортно психологически и уютно. Он вкладывает большие усилия в развитие мотивации у детей. Ведь только заинтересованность приводит к высоким результатам и достижениям.

Так сложилось, что в сфере дополнительного образования детей развиваются несколько традиционных направлений: естественно-научное (включая детские объединения эколого-биологического профиля), техническое творчество, туризм и краеведение, художественное творчество, физкультурно-оздоровительное и социально-педагогическое (сюда относят развитие лидерства, волонтерские объединения, работу с детьми одаренными и имеющими ограниченные возможности здоровья).

untitledНе секрет, что именно занятия в студиях, секциях, клубах и творческих объединениях часто дают старт профессиональной реализации. Шахматный кружок Ленинградского Дворца пионеров в свое время закончил международный гроссмейстер и Чемпион Мира по шахматам Борис Васильевич Спасский. Известный биолог и телеведущий Николай Николаевич Дроздов занимался в кружке ВООП при Дарвиновском музее. Режиссер Ролан Антонович Быков ходил на занятия театральной студии московского дома пионеров на Кировской.

Получается, что основная задача сферы дополнительного образования – это содействие индивидуальным потребностям ребенка и его семьи в получении вариативного образования и самореализации. Это очень гуманистический, личностно ориентированный подход. И хорошо, что современное общество во всех странах находит ресурсы для поддержания именно такой, построенной на выборе самого человека, образовательной системы.

С уважением,
Юлия Козлова

 

Комментарии