Адаптация усыновленных детей старшего возраста и детей с особыми потребностями

Peter Selman, Университет Ньюкасла

В этой статье приведен краткий обзор результатов исследований, которые рассматривают последствия усыновления детей старшего возраста и детей с особыми потребностями. Мы остановимся, прежде всего, на последствиях усыновления детей из-за границы, но есть вероятность, что результаты его применимы и для внутренних усыновлений в таких «принимающих странах», как Соединенные Штаты и Великобритания. Эти государства выделили усыновление детей с особыми потребностями как важный момент своей политики по делам молодежи. Что такое особые потребности?

В последние годы значение термина «особые потребности» расширилось настолько, что иногда кажется, будто в него включены все усыновленные дети старшего возраста и все международные усыновления (или, по крайней мере, между родителями и детьми из различных этнических групп). Розенталь (1993) составил обзор результатов исследований на тему детей с особыми потребностями и определил шесть основных групп:

  • дети возрастом более четырех лет
  • дети с эмоциональными или поведенческими проблемами
  • дети с инвалидностью, включающей проблемы развития
  • дети с такими серьезными заболеваниями, как СПИД или рак
  • дети, являющиеся кровными родственниками

И наиболее часто возникают проблемы размещения детей из следующей группы:

  • темнокожие дети или дети этнического меньшинства

Можно утверждать, что все дети, усыновленные из других стран, имеют особые потребности, но цель этой статьи — сосредоточиться на детях старшего возраста (3+) и детях с особыми потребностями, например, из пунктов 2-5 выше представленного списка. Существует большое количество различных способов измерения «адаптации». В следующих двух разделах я вкратце обращаюсь к некоторым стандартам, используемым в ключевых исследованиях, которые были проведены в Соединенных Штатах и ​​Великобритании при участии усыновленных детей с особыми потребностями.

Как измеряется «результат исследований»?

Ассортимент литературы, посвященной внутригосударственному усыновлению детей с особыми потребностями, сейчас очень обширен, особенно если мы включим в него раннюю литературу по планированию долговременных решений или принятию в семьи детей старшего возраста. Многие из этих так называемых «результатов исследований» вызывают большое беспокойство в связи с рисками размещения в семьях усыновленных детей старшего возраста.

В исследованиях по планированию долгосрочных решений результаты часто определялись с точки зрения «неудачи», которая означала отказ от размещения ребенка еще до принятия решения об усыновлении, а иногда и отказ от такого уже принятого решения. В исследовании по вопросам международного усыновления эта «неудача» обычно будет рассматриваться как безвозвратный отказ после въезда в принимающее государство, о котором часто необходимо делать запись в органах опеки.

В последнее время большой интерес вызвало использование таких измерений, как CBCL – контрольный список детского поведения, призванный оценить прогресс адаптации ребенка в местах постоянного проживания и другие «объективные» методы измерения, такие как когнитивная шкала Руттера. Усыновление взрослых приемных детей приведено во многих исследованиях как усыновление с более высоким риском неудачи (последующего вероятного отказа) или последующего отсутствия налаженной связи между детьми и приемными родителями, и потому возраст ребенка более 4-х лет считается существенным фактором риска в категориях детей с «особыми потребностями». Это привело к призывам к более быстрому усыновлению, если родная семья ребенка разрушена безвозвратно. Вероятно, наиболее часто это говорится в исследованиях Барта и Берри (1988), которые показывают, что процент отказов от усыновления среди 3-5 летних детей колеблется в районе 5% и увеличивается до 24%, когда речь идет о детях старше 12 лет. Этот результат подтвердил многие другие исследования (Бойн с соавторами, 1984; Фестингер, 1986; Тобурн, 1990)

Возраст усыновления и процент отказов

Возраст усыновления Исследования Барта и Берри, 1988

Бонни и соавторы, 1984

Тобурн, 1990
3 – 5 лет 5% 3% 7%
6 – 8 лет 10% 15% 17%
9 – 11 лет 18% 25% 32%
12 + лет 24% 47% 39%

Внутренние усыновления детей с особыми потребностями

Растущая вероятность возникновения проблем (включая отказ и отмену усыновления) с участием детей старшего возраста была зафиксирована во многих исследованиях внутренних усыновлений в Соединенных Штатах и ​​Великобритании. Особенно это заметно в исследованиях, посвященных содержанию детей, усыновленных по общественной системе благосостояния ребенка.  Мы уже говорили о классификации «особых потребностей» и последствий усыновления конкретных подгрупп (см. определение выше), в них также входят:

  • Дети с ограниченными возможностями
  • Умственно отсталые дети
  • Дети с ограниченными возможностями
  • Дети с эмоциональными расстройствами
  • Дети, которые были размещены в подростковом возрасте
  • Темнокожие дети и дети этнических меньшинств

Первое крупное научное исследование по усыновлению детей старшего возраста было проведено Кадушином (1970), который взял интервью у 91 семьи, усыновившей ребенка в возрасте 5-12 лет. Двенадцать из ста четырех усыновлений в первый год не удались (что означает отказ от усыновления либо возвращение ребенка органам опеки), а остальные 85 процентов родителей оценили усыновление, случившееся в последующие шесть лет, как успешное. Прошлое до усыновления считался менее важным, чем настоящее, по мнению приемной семьи. И этот факт особенно разительно отличает европейские реалии от ситуации в Восточной Европе.

Розенталь и Грозе (1992) изучили 800 полных семей с особыми потребностями. «Для подавляющего большинства семей усыновление детей старшего возраста и детей с ограниченными возможностями вполне приемлемо, к тому же, поощряется государством. Многие специалисты об этом уже знают, это эмпирически доказано», — говорится в данном исследовании.  В более позднем исследовании Грозе (1996) освещает дальнейшую жизнь 199 семей в течение четырех лет. Спустя год после усыновления 51,5% родителей считают общее влияние усыновления на семью как очень позитивное, но к исходу четвертого года этот процент снизится до 39%. Количество семей, которые отзываются негативно о своем решении усыновить ребенка, возросло с 3,1 % в первый год до 13,6% процента после четырех лет. Независимо друг от друга 78 % родителей заявили, что никогда не думали отказаться от усыновления, и 84 % сказали, что будут усыновлять детей еще раз. Тем не менее, результаты следует рассматривать с осторожностью, так как, спустя четыре года, только 71 семья (35%) осталась в исследовании.

Позитивно настроенные родители

Мейсон с соавторами (1999) озвучили итоги длительного исследования семей, которые усыновили детей с синдромом Дауна. Они изучали детей в подростковом возрасте и обнаружили, что прогресс был очень хорошим. Во многих семьях уже были собственные дети. Впечатляющий результат был зафиксирован в семьях, которые усыновили второго или третьего ребенка с синдромом Дауна, уже имея положительный опыт с первыми детьми.

Конечно, есть много других исследований по усыновлению детей с особыми потребностями. Отличный обзор исследований из 1970-х и 1980-х годов можно найти у Розенталя (1993) и Тобурна (1990), а также в журнале «Adoption Quarterly » представлены обзоры последних научно-исследовательских проектов в различных соответствующих группах:

  • дети старшего и младшего возрастов (Хогард с соавторами, 1999);
  • дети с отклонениями в развитии (Хогард с соавторами, 1996);
  • дети с ВИЧ или СПИДом (Хогард с соавторами, 1998);
  • дети, которые подверглись воздействию незаконных наркотиков в утробе матери (Хогард с соавторами, 2001).

Усыновление детей с особыми потребностями поддерживается законодательно, как в Великобритании (Закон об усыновлении, 1975; Закон об усыновлении и детях, 2002), так и в США (Закон об усыновлении и безопасности семьи, 1997; Закон о содействии усыновлению и благосостоянию ребенка, 1980). В Соединенных Штатах эти законы закрепились на федеральном уровне, обеспечив финансовую поддержку программ усыновления (субсидирование) за счет государственной системы здравоохранения.

В Англии и Уэльсе был введен реестр усыновителей, чтобы познакомить детей, которые нуждаются в семье, с потенциальными приемными родителями. В обеих странах акцент был сделан на поддержку семей, которые усыновляют детей, при это важно, что помощь будет распространяться и на иностранные приемные семьи, а многие из которых также имеют особые потребности. Поэтому в следующем разделе я остановлюсь на исследованиях в области международного усыновления.

Исследования международного усыновления

В настоящее время существует широчайший ассортимент литературы по международным усыновлениям, в целом согласующейся между собой, в соответствии с которым это направление отлично налажено, и лучше всего идут дела у детей, усыновленных из-за рубежа. Оптимисты читают эту литературу в качестве поддержки международных усыновлений и указывают на граничащее с чудом физическое и психическое восстановление слабовидящих детей, как только те оказываются в любящей приемной семье. Тем не менее, есть также свидетельства о росте проблемного поведения и травмах по сравнению с биологическими детьми, особенно в подростковом возрасте.

Моника Дален (1999) в ходе изучения скандинавских исследований пришла к выводу, что «около 75 процентов детей отлично адаптируются к новой семье», но оставшиеся 20-25 процентов случаев возникает множество проблем, связанных с изучения языка, развитием ощущения языковой и этнической идентичности. Кроме того, дети старшего возраста склонны предъявлять завышенные требования к приемной семье.

И действительно, многие исследования показали аналогичный результат: семьи, усыновившие детей старшего возраста либо детей, долгое время проживших в специализированных центрах, испытывают более серьезные трудности в отношениях с этими детьми. В Нидерландах результаты этих исследований послужили причиной законодательного ограничения на усыновление детей старшего возраста, а в Корее и вовсе не разрешается усыновлять из-за рубежа детей старше трех лет.

Для многих семей, планирующих усыновить ребенка из-за границы, результаты этих исследований стали решающими и привели к отказу от усыновления взрослых детей. Тем не менее, опыт Соединенных Штатов и Великобритании показал, что многих проблем можно избежать, если подойти к вопросу при помощи специалистов. Описаны случаи прекрасной адаптации темнокожих подростков и взрослых детей с ВИЧ в любящих и заботливых семьях.

Существует расхожий, но неверный стереотип, якобы, все семьи, усыновляющие ребенка из-за рубежа, финансово обеспечены, и даже богаты. Но это не так! Розенталь (1993) предполагает, что финансовая поддержка приемным семьям – наиболее актуальный инструмент увеличения количества усыновлений как внутри страны, так и из других государств.

Многие из приведенных исследований показывают, что поддержка приемных родителей психологами и органами опеки способствуют скорейшей адаптации детей в семьях. Важно также помнить о необходимости для родителей в любой момент иметь возможность получить совет по вопросам воспитания приемного ребенка. Во многих странах Европы уже видны подвижки в этом направлении: так, в Нидерландах появилась телефонная служба помощи приемным родителям, обеспечивающая возможность конфиденциального разговора о проблемах.

Мы должны признать, что международное усыновление может помочь в лучшем случае небольшой части детей из беднейших стран мира, нуждающихся в помощи, и мы должны убедить богатые страны увеличить международную помощь, чтобы поддержать семьи и детей. Результаты исследований немецких усыновлений, по оценке Виктора Гозеса, свидетельствуют, что «усыновление является социальным институтом, который имеет больше положительных, чем отрицательных сторон и остается лучшим решением для детей-сирот». Все мы надеемся, что эта цель может быть достигнута, благодаря увеличению внутригосударственных усыновлений в более бедных странах мира. В то же время, важно убедиться, что международные усыновления играют роль дополнительных, а не основных тенденций, и что они всегда осуществляются в интересах ребенка. Ребенок старшего возраста гораздо лучше адаптируется в новой семье в случае, если эта семья этнически и ментально близка ему.

Петр Зельман, Университет Ньюкасла
Дата публикации: воскресенье, 24 июля 2005 года

Источник: http://www.adoptionsberatung.at/themen/forschung/182-dieanpassungvonaelterenkindernundkindernmitbesonderenbeduerfnisseninannehmendenstaaten.html

Комментарии