http://knnr-mir.ru

О чем говорит нам лень?

Что приходит на ум, когда мы слишим о лени? Емеля на печи, бездельники и тунеядцы? Так часто бывает, что первая реакция враждебная: «Лень — это «плохо»! С ней нужно бороться!»

http://knnr-mir.ru
© knnr-mir.ru

Если присмотреться внимательнее, то окажется, что лень не плохая и не хорошая, это внутренний голос, говорящий нам об отсутствии интереса и сил что-то делать. Психологи называют хроническую лень «эмоциональным выгоранием». Вот так горел, горел изнутри, а потом вдруг раз… и все надоело!

Лень — это разновидность инстинкта самосохранения. Она призывает нас сделать выбор: отменить нежелательную деятельность, или полюбить ее. Последнее требует серьезных душевных ресурсов и не всегда оказывается оправданным.

Если не считаться с ленью, то возникает третий вариант, который Карен Хорни называет «невротическое надо». Это не способ решения проблемы, а уход от нее. Не успев полюбить предстоящую деятельность, но, не позволяя себе отказаться от нее, я начинаю делать ее «через не хочу».

Женщины моего рода, едва встав с кровати, ежедневно бежали на кухню, чтобы успеть приготовить завтрак и помочь всем поесть и собраться. Гораздо приятнее было бы начать утро с зарядки, прически или духовных практик. Но «невротическое надо» говорит мне что-то о самоотверженной любви. И я легко уступаю, вместо того, чтобы подумать чего же хочется мне. Подвох заключается в том, что кроме меня никто не научит моих детей спокойной, счастливой и радостной жизни. Они будут также суетиться с утра, боясь куда-то опоздать и не успеть сделать что-то чертовски важное. Или, наоборот, решат не мучиться как их родители. И кто знает чем закончатся бунтарские эксперименты.

Какие привычки тут могут быть полезны?

  1. Будьте искренними с собой и окружающими. Если работа вызывает неприятие, хорошо бы от нее отказаться.
  2. Развивайте чувство меры. Не допускайте выгорания даже в любимой деятельности и ради любимых людей. Тут уместно помнить про вдохновение. Как в рекламе: кончилось вдохновение — скушайте шоколадку! Лучший отдых – это смена деятельности.
  3. Как сделать рутинную работу, например, уборку квартиры, интересной? Первое что приходит на ум: включить телевизор или радио. Ни в коем случае! Рассогласованность механической деятельности и ума изматывает нас гораздо сильнее, чем «работа с душой». Очень важно сосредоточиться на процессе. Концентрации внимания можно поучиться у маленьких детей: когда они что-то делают впервые, то процесс захватывает их целиком.
  4. Подходите творчески к любым бытовым задачам: придумывайте новые блюда, убирайте комнаты в разной последовательности, выбирайте новые маршруты для прогулок.
  5. Случалось ли вам поймать себя в таком отрешенном состоянии, когда смотришь в одну точку, ничего не видишь и не слышишь? Поздравляю, это очень полезный навык поддержания внутренней тишины. Берегите его!
  6. Ведите дневник. Самое полезное время – раннее утро. Сразу после сна хорошо бы взять за привычку писать все, что приходит в голову. Сначала это может быть совершеннейшая чепуха. Джулия Кемерон в книге «Путь художника» назвала этот метод «канализацией мыслей». Когда уходит все суетное, наше бессознательное открывает нам удивительные секреты о нас самих. Такой процесс называется самопознаним. Ради него стоит побороться с ленью, чтобы проснуться на часик пораньше.
  7. Не забывайте про творческие увлечения! Если накануне важного экзамены Вы уделите пару часов тому, что вам всегда нравилось делать: играть на гитаре, рыбачить, готовить, рисовать — то гораздо быстрее сможете собраться с мыслями и эффективнее подготовиться.
  8. Замедляйте ритм жизни. Почаще спрашивайте себя: «чего я хочу?», «что чувствую?», «куда движусь». Осознанная жизнь позволяет освободить большое количество времени от пустых разговоров, ошибочных действий, случайных людей и бессмысленных развлечений.
  9. Откажитесь от телевизионных передач с их негативной эмоциональной окраской. Выходите в интернет для строго поставленной задачи. Информацию важно успевать перерабатывать. Слишком много новых знаний загоняют нас в стресс.
  10. Планируйте свою деятельность. Регулярно просматривайте список всех дел с расставленными приоритетами. Чередуйте активные занятия со спокойными.

В детстве я думала, что талантливым бывает один человек на тысячу. Представлялся человек «не от мира сего», при взгляде на которого сразу понятно: «вот это Талант!» Но оказалось, что это неправда. Западная культура учит людей с молоду развивать свои интересы и связанные с ними таланты. Как грустно, что в нашей стране так много людей оказалось «не на своем месте»: немилосердные врачи, запутавшиеся психологи, нетерпеливые воспитатели — от их ошибок вреда бывает больше, чем пользы. Пожелаем им вспоминать о лени почаще и о том, чего же хотелось в детстве, а быть может, и теперь иногда еще хочется. О той мечте, с которой мы рождаемся и о которой сожалеем в старости.

Комментарии